Асонова Екатерина (asya_katina) wrote,
Асонова Екатерина
asya_katina

Categories:

Драматургия для детей есть?

Существует ли драматургия для детей и подростков сегодня?
Вместо ответа на этот вопрос хочется задать еще один: разве она когда-нибудь существовала? Несомненно, нам знакомы имена Евгения Шварца, Тамары Габбе, создавших сценические версии сказок. Многие помнят и о том, что пьесы писали Самуил Маршак и Сергей Михалков, как и то, какие великолепные фильмы были сняты по этим пьесам: «Веселое сновидение, или Смех и слезы» С.Михалкова, «Умные вещи» С.Маршака, «Город мастеров» Т.Габбе, «Сказка о потерянном времени» Е.Шварца. Однако пьесы не выделяются исследователями детской литературы, методистами как предмет чтения детей. Традиционно «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев», «Два клена» называют сказками, не акцентируя внимания на их особенностях. Драматургическая форма этих произведений скорее воспринималась как помеха чтению.
На протяжении ХХ столетия развивался детский театр, кинематограф для детей, и драматургия в этой области шла по дороге, в большей степени близкой к театру и зрите-лю, а не к книге и читателю. Не сложилось традиции издавать пьесы для детей. Практи-чески не прижилось понятие «пьесы для чтения» (Lesedrame) и уж совсем не сложилось традиций семейных постановок или самостоятельных (не обслуживающих урок литерату-ры) театральных постановок в школе на близкие детям и подросткам темы. Сегодняшняя ситуация – естественное продолжение предыдущей. Пьесы есть, есть талантливые драма-турги, которым интересно писать «для детей». Широкого читателя у этих произведений нет.
Взаимосвязь литературного образования с формированием зрительской, театраль-ной и кинематографической культуры ребенка, подростка воспринимается сегодня как нечто очевидное: учителя литературы с большим энтузиазмом совмещают чтение литера-турных произведений с просмотром инсценировок этих же произведений на сцене или в формате видео. Такой подход имеет неоспоримые плюсы: парадоксальным образом со-временный подросток, находясь преимущественно в информационно-визуальном про-странстве масс-культуры, часто не владеет даже самыми элементарными навыками вос-приятия визуального: театрального, кинематографического образа. И редко кто из педаго-гов готов расширить рамки театрального просвещения, выйдя за границы школьной про-граммы (на это есть целый ряд объективных причин: отсутствие времени, высокая стои-мость билетов, недостаточная осведомленность о репертуаре современных театров). Для учащегося это условия для формирования не самого позитивного представления о театре в целом и о драматургии в частности: театр – это такое зрелищное продолжение урока литературы с вечными Гоголем, Пушкиным, Чеховым и Горьким. Здесь вряд ли готовы говорить на современном языке и том, что беспокоит самого подростка. А ведь это не совсем так.
Похожая ситуация сложилась и в сфере детского театрального движения. Для по-становки в детском школьном театре или в театральной студии, организованной на базе центра творчества, руководитель выбирает, как правило, либо драматическое произведе-ние классического репертуара (здесь, правда, могут быть счастливые выходы за рамки школьной программы – пьесы К.Гоцци, например, хотя и они принадлежат историческому наследию культуры, а не ее актуальному настоящему), либо инсценировку эпического произведения (так большой популярностью пользуются «Маленький принц» А.С.Экзюпери, «Мумми Троль» Т.Янсон, другие народные и литературные сказки). Рабо-та над сценическим воплощением эпического текста – по-своему очень привлекательна: нужно выделить в тексте те компоненты, которые из своей словесной оболочки перейдут в оболочку материальную: декорации, костюмы, действие. Оживут – обретут живое зву-чание слова персонажей. Но хочется отметить, что внимательная работа с драматургиче-ским произведением: поиск решения пространства пьесы, придумывание различных сце-нических эффектов, позволяющих передать перипетии сюжета, выделение мизансцен, определение настроения, пластики и мимики действующего лица – самостоятельное насыщение текста, готового именно к такому додумыванию, сотворчеству, – это безупречный материал для естественной потребности ребенка, подростка в игре, в самопознании и самоидентификации. Именно пьеса – прозрачная, динамичная, свободно впитывающая самые неожиданные решения своего воплощения – наиболее точно отвечает и обучающим задачам взрослого: развить самостоятельность, создать условия для исследовательской деятельности, насытить учебный процесс интерактивными, игровыми формами, и психологическим потребностям школьника. Тем самым обеспечивается продуктивная деятельность, выходящая «за рамки школьной программы», сочетание индивидуальной и коллективной форм работы, результативность. И здесь мы сталкиваемся с двумя серьезными проблемами:
как и когда может быть организовано знакомство с драматическими произведения-ми?
что же читать детям дошкольного и школьного возраста, что читать подросткам?
Поиску ответов именно на эти вопросы был посвящено очередное заседание семи-нара «Детские книги в круге чтения взрослых», тема которого звучала так: «Драматургия для детей и подростков: современные пьесы и практики их «чтения».
Феномен «чтения» драматических произведений обсуждался участниками семина-ра в самых разных аспектах:
- драматические произведения читать надо, и тому существует целый ряд причин: чтение «по ролям» - это одна из самых популярных практик детского чтения; это возмож-ность устроить домашний или классный виртуальный спектакль (словесное конструиро-вание оформления спектакля – мощнейший стимул речевого развития), это возможность сочетать чтение с другими видами познавательной, творческой, эмоциональной деятель-ности;
- сценические постановки драматических произведений, включенных в школьную программу, могут быть оценены в полной мере только лишь на основе хорошего знания текста пьесы, внимательного отношения к замыслу драматурга и самостоятельного опыта интерпретации (отметим особую ценность именно поиска сценической интерпретации – от внешнего, материального к содержательному);
- обсуждалась практика «читки» драматического произведения, практикуемая на конкурсах и фестивалях («Маленькая премьера»): и как форма работы с текстом, и как очень привлекательная возможность познакомиться с новыми произведениями, как со-вершенно особая культура отношения к тексту драмы (в процессе подготовки читки вме-шательство режиссера минимально, как правило прочитываются вслух все ремарки, что создает атмосферу сотворчества исполнителей с зрительным залом, финальным аккордом читки должно стать обсуждение того, как можно поставить данную пьесу);
- культура чтения драматического произведения может быть сформирована только постепенно: от опосредованного чтения со взрослым, к самостоятельному чтению, но для этого необходимы издания пьес для детей: драматургические тексты должны издаваться отдельными книжками (в традиции детского книгоиздания есть уже культура панорамной, подвижной книги с особой театральной архитектурой), для этого для детей и подростков нужны пьесы, созданные на актуальном для них материале – сказочные или реалистичные, но обязательно очень близкие лексически, стилистически, образно;
- особое место занимают пьесы для чтения (как например, пьесы А.Гиваргизова «Контрольный диктант и древнегреческая трагедия», С.Козлова «Снежный цветок»), так как представляют совершенный особый способ организации текста для чтения: диалого-вый.
- Как научить читать пьесы? Читать, начиная с раннего возраста. А для этого нуж-ны издания с пояснениями, подсказками для родителей о том, насколько важен опыт дра-матического чтения для ребенка. Нужны книги о том, как организовать домашний театр – кукольный, игровой, музыкальный, мультипликационный. И очень нужны пьесы: не-большие картинки на десятиминутное действие. Такие драматические миниатюры долж-ны сопровождать ребенка, подростка, юношу. Емкость, динамичность, новеллистичность, близкая тематика (взросление, эмоциональный отклик на событие, неожиданный выход из непривычной или, наоборот, банальной ситуации и т.п.) – вот черты актуальной для современного подрастающего поколения драматургии.
- близость многих литературных сказок ХХ века к драматической форме. Драмати-зация и инсценировка – одна из наиболее привлекательных практик чтения детской по-эзии. Многие семейные педагогические и развивающие методики построены на создании сценического пространства (Т.Бабушкина «Что хранится в карманах детства», Е.Макарова «Как вылепить отфыркивание», Д.Родари «Грамматика фантазии»).

Современная драматургия для детей и подростков существует. Ежегодно в Москве проходит международный конкурс молодых драматургов, пишущих для детей «Малень-кая премьера», его куратором и неизменным организатором является Светлана Кочерина. И если для жюри конкурса чтение присылаемых пьес – это большой труд, то для зрителей, приходящих на читки, организуемые в рамках конкурса, - это настоящий праздник. Можно принять участие в постановке, можно посмотреть, послушать и обсудить увиденное. Так, для меня стало своеобразным открытием имя Жанар Кусаиновой. В сети можно познакомиться с ее пьесами «Мечты об ученой вороне. Пьеса для подростков», «Вечно эта 345-ая!!!», «Про мальчика Павлика, который…» и др. Несколько слов о последней – «Про мальчика Павлика, который…»: дети (Танька, Витя, Нина и Павлик) остаются дома одни. Трем из них поручают присмотреть за Павликом. Обычная ситуация «новенького» в уже сложившейся детской компании оборачивается неожиданным открытием: у Павлика особая «детская» болезнь – он от испуга превращается в самые разные предметы (попросите его стать солнышком, и он действительно станет им – можно будет загорать). С одной стороны, эта пьеса имеет совершенно особый шарм для читателя: а как поставить на сцене превращения Павлика – фантазируем сами. С другой стороны, общение детей, представленное в этой десятиминутной бытовой картинке – это яркие зарисовки характеров, повод поговорить о психологии взаимоотношений в детском обществе, о том, что такое страх и как он соотносится с агрессией или злобой. Пьесы Ж.Кусаиновой, без сомнения, могут обогатить и репертуар детского театра, и с большим успехом могут быть поставлены в виде школьной постановки, хороши они будут и в работе психолога. И те же качества (краткость, афористичность, определенная абсурдность, социальная острота) делают пьесы молодого драматурга очень привлекательными и для чтения: и для практики се-мейного, домашнего чтения, и для чтения в классе.

Сайты, где можно найти информацию о современной драматургии
Премьера PRO. международная драматургическая программа. http://premiera-fest.livejournal.com/
МАЛЕНЬКАЯ ПРЕМЬЕРА. Современная драматургия для детей и подростков.
http://premiera-petit.livejournal.com/
Театральная библиотека Сергея Ефимова http://www.theatre-library.ru/
Слаповский А. Анатомия пьесы. Интервью А. Орловой. http://slapovsky.ru/content/view/148/53/

Литература
Габбе Т. Город мастеров. – М.: Эксмо, 2007.
Габбе Т., Шварц Е. Сказки. – М.: Детская литература, 2011.
Гиваргизов А. Контрольный диктант и древнегреческая трагедия. – М.: Самокат, 2011
Маршак С. Все самое лучшее: сказки, песни, загадки, стихи разных лет, сказки разных на-родов, переводы, пьесы. – М.: АСТ, 2009.
Маршак С. Двенадцать месяцев; умные вещи: Пьесы / Худож. М.Митурич. — М.: Сов. Россия, 1987. — 168 с.: ил.
Маршак С. Кошкин дом: Сказка для чтения и представления / Рис. Ю.Васнецова. — М.: Дет. лит., 1992.
Маршак С. Кошкин дом: Сказка для чтения и представления / Худож. В.Лебедев. — М.: Астрель: АСТ, 2001.
Маршак С. Сказки для чтения и представления. — М.: Искусство, 1962.
Метерлинк М. Синяя птица: Пьесы. — СПб.: Азбука-классика, 2007.
Михалков С. Избранные произведения: В 3 т. — М.: Худож. лит., 1991.
Т. 1: Стихотворения; Переводы; Сказки; Театр для детей
Михалков С. Стихи. Сказки. Басни. Пьесы. – М.: АСТ, 2011.
Шварц Е. Обыкновенное чудо. Пьесы. Сказки. – М.: ЭКСМО, 2011
Tags: статья
Subscribe

  • Семинар "Детские книги в круге чтения взрослых"

    23 февраля 2017 Картина будущего в детских книгах (к 100-летию великой социалистической революции). 11:00 – 14:00 Переулок Каменная Слобода, дом 4.…

  • 11 апреля 2014

    Научно-практический семинар «Детские книги в круге чтения взрослых»…

  • Семинар 28.02.14

    Научно-практический семинар «Детские книги в круге чтения взрослых» 28 февраля 2014…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments